Всем доброго времени суток! На этот раз одолели мысли на счёт летательных аппаратов с вертикальными взлётом и посадкой и выполненными по винтокрылой схеме.
Выдержка из Viki:
Винтокрыл — винтокрылый летательный аппарат, несущий(-е) винт(ы) которого на режимах взлета, висения, посадки и на части диапазона скоростей горизонтального полета работает(-ют) за счет мощности силовой установки, а горизонтальный полет обеспечивается, в основном, за счет крыла и, обычно, воздушного винта(-ов), независимого от системы несущего винта(-ов).
Винтокрыл относится к типу винтокрылых летательных аппаратов, сочетающих в своей конструкции приводной несущий винт вертолётного типа, крыло и отдельные движители для создания горизонтальной тяги по типу самолётов. С помощью несущих винтов реализуются вертикальные взлёт и посадка (хотя основными могут считаться взлёт с разбегом и посадка с пробегом). В горизонтальном режиме полёт осуществляется за счёт пропульсивных движителей, а несущие винты обычно работают только на создание подъёмной силы и могут значительно разгружаться за счёт крыла. Кроме того, в русском языке винтокрылом может быть назван любой винтокрылый летательный аппарат без акцентирования на его конкретном типе – в том числе вертолёт классической схемы.
Винтокрыл - в англоязычных источниках комбинированный вертолёт. В определении комбинированного вертолёта (англ. compound helicopter) в настоящее время крыло является необязательным элементом. В этих же источниках комбинированный вертолёт иногда отождествляется с конвертоплананами.
"....В этих же источниках комбинированный вертолёт иногда отождествляется с конвертоплананами."
Именно поэтому я изначально AL-102 окрестил конвертопланом, хотя, по сути, он является винтокрылом. Если посмотреть историю создания и эксплуатации аппаратов такого типа, то получается интересная деталь. В принципе, такая схема даёт преимущества по скорости и дальности полёта перед вертолётами, сохраняя их способность взлетать и приземляться вертикально. Из недостатков можно выделить плохую маневренность и большее потребление энергии в режиме висения из-за "лишних" аэродинамических элементов в конструкции. В 50-е - 60-е годы недостатками считали ещё и чрезмерную сложность всевозможных трансмиссий и систем управления. В качестве некоторой информации нашёл небольшой ролик на ютубе про наш Ка-22 и др.:
В предыдущей статье я писал о своём видении конвертопланов в беспилотной авиации и развитии современных систем управления и стабилизации полёта. Отсюда и тема винтокрылов становится, на мой взгляд, достаточно привлекательной в сегменте небольших БПЛА. И, самое главное, что мне есть из чего исходить, делая такие выводы! ;)
Экспериментальная модель AL-102 дала также исследовать и схему, которую я назвал, для себя, вертопланом, так как она использует несущие винты и крыло (толкающего винта нет). На фото видна схема вертоплана на базе Ангела, которая испытывалась без участия маршевого мотора и полёт производился только за счёт несущих винтов, наклонённых вперёд и работающих в режиме косого обдува при горизонтальном полёте.
При этом крыло создаёт значительную подъёмную силу, но полностью аппарат на него "не ложится" в полёте. Такая схема оказалась тоже интересной, но в плане энергопотребления при полётах на большие расстояния она проигрывает основному варианту Ангела винтокрылой схемы с большим крылом.
И всё же, несмотря на необычность дизайна проекта "102" и его некоторые интересные показатели, вопрос выигрышности такой схемы перед всеми возможными альтернативными вариантами пока не очевиден. Например, в настоящее время умы многих людей трудятся над созданием мультикоптеров с большой продолжительностью полёта и большой дальностью применения. Некоторые успехи в этом направлении вроде начинают просматриваться. Но, тем не менее, лично мне намного ближе самолёты и в плане дальних перелётов мультикоптерам их трудно будет нагнать. Некоторые странно считают, что новые элементы питания приблизят коптеры к самолётам по скорости и дальности. Но кто сказал, что эти же элементы нельзя будет поставить на самолёты? В этом случае самолёты уйдут опять в отрыв, обновив свои же всевозможные рекорды! Поэтому тема аппаратов вертикального взлёта и посадки с большим радиусом действия именно на базе самолётов мне ещё долго не даст покоя! :)
На этом пока всё, до новых встреч!
P.S. Демо-ролик AL-102 TK "Region angel":
Один из первых полётов Ангела, тест на переход при максимальной взлётной массе: